Жёлтый плюс синий

Как утверждается в многочисленных источниках о цвете, существуют первичные три цвета: красный, синий, жёлтый, которые в свою очередь дают вторичные цвета: оранжевый, зелёный, фиолетовый. Вторичные цвета, рождают цвета третьего порядка. Однако можно ли с этим согласиться, что первичные цвета рождают все остальные, получим ли мы фиолетовый от красного и синего?

Но для начала этой темы необходимо разобраться с названиями цветов. Какой цвет синий, мы будем называть синим. Ведь различить синих оттенков человек сможет великое множество, и какой взять в качестве основного, остаются не освещённым в большинстве теорий о цвете. Названия цветов, такие как жёлтый, красный, синий носят скорее символический характер. Эти названия, не определяют конкретный цвет, который всеми будет пониматься равнозначно, но лишь указывают на то разнообразие оттенков, которые объединены этим названием. Чего не скажешь, например, о названии цвета «Кармин» или «Лак синий». Эти названия, определяют точный цвет, то что может использовано как эталон. Можно найти и здесь не идеальное состояние, так как у разных производителей пигментов, цвет может отличаться. Но это отличие не столь значительно, так как мы его сможем увидеть, но не сможем запомнить. То есть восстановить в памяти эту тонкость, не представляется возможным. Наша память очень слабая на цвета, и переполняется при тонких нюансных отличиях. Отличие сможем увидеть лишь в сравнении цветов, положив рядом два кармина. Многие исследователи зашли в тупик по причине не конкретности названия. Когда говорят что синий и красный дают фиолетовый, на изображении демонстрируют образец, который не при каких условиях таковым не получить. Ультрамарин и киноварь, не дадут в своём сочетании фиолетового цвета, так как не имеют в себе общей основы, хотя на иллюстрации часто показывают именно так. На практике мы получим мутный цвет, фиолетового оттенка. Хотя и ультрамарин и киноварь можно с лёгкостью обозначить как синий и красный. Майкл Уилкокс в своей книге «Синий и жёлтый не дают зелёный» подчёркивает: «смешайте например, ярко-красный ализарин, или краплак, ультрамарин и кадмий жёлтый, и вы получите оттенки либо светло-фиолетового, либо приглушённо-оранжевого и зелёного. Церулиум или кобальт синий, лимонная ганза, кадмий красный дадут яркие оттенки зелёного, но оранжевые тона останутся блеклыми, а фиолетовые будут похоже на варианты тёмно-коричневого.»

Проводя лабораторную работу по определению основных цветов, мы использовали шесть цветов:

кадмий лимонный
кадмий жёлтый
киноварь
розовый хинакридон
фталциановая голубая
ультрамарин

Можно заметить, что эти цвета, попадают под категорию жёлтый, красный, синий, и представляют собой не только конкретные цвета, но так же тёплую и холодную возможность цвета. То есть каждый цвет представлен двумя оттенками, один тёплый, другой холодный. Смешав все цвета поочерёдно, мы получили 12 композиций, или 12 возможных сочетаний (мы не смешивали цвета из одной группы)


Таблица 1

малиновый голубой

Таблица 2

голубой-жёлтый

Таблица 3

малиновый-жёлтый

 

Самые яркие сочетания находятся в правом верхнем углу, самые тусклые в левом нижнем углу. Теперь анализирую таблицы, заметим, что самая яркая сине-фиолетовая часть, получается при смешении розового хинакридона и ультрамарина, а сама тусклая, при смешении киновари и голубой фц. Самая яркая зелёно-голубая часть, получается при смешении кадмия лимонного и голубой фц, самая тусклая при смешении ультрамарина и кадмия жёлтого. Самая яркая красно-оранжевая часть, получается при смешении кадмия жёлтого и киновари, а самая тусклая при смешении кадмия лимонного и розовой. Из этого следует что для полноценной практической работы, нам необходимы:

розовая-ультрамарин
голубая фц-кадмий лимонный
киноварь-кадмий жёлтый


Так самые яркие сочетания выходят именно в сочетании этих 6 красок. Но если задаться целью выбрать именно три цвета для практической работы, максимальный спектр дадут: голубая фц, кадмий жёлтый и розовый хинакридон. Именно эти три цвета образуют наиболее устойчивую конструкцию. Замена одного цвета на другой, приведут к яркости одной части, но так же и к не сопоставимому провалу в другой части спектра.

Теперь можно более уверенно сказать, что первичных цвета три – это жёлтый кадмий, голубая фц и розовый хинакридон. Эти цвета попадают под символичное определение цвета жёлтый синий и красный, но следует помнить на сколько они отличаются от всех остальных жёлто-сине-красных.