В цвете нет правил, в цвете есть путь.

Человек, однажды прикоснувшись к цвету, навсегда приобретает с ним связь. И речь не только о художниках в привычном смысле, речь о человеке, способном ценить красоту. В традиционном воспитании тяжело представить мысль, где цвет воспринимается как нечто одухотворённое, имеющее жизненную пульсацию, где цвет — это характер и движение. Но и между этим не трудно заметить, как цвет резонирует с нами, проявляет в нас эмоции и впечатления. Должно быть, каждый замечал, цветовую мистерию небосвода на закате или восходе. Останавливался и стрепетом наблюдал, бесконечные переливы оттенков. Словно там, у горизонта, берёт своё начало всё цветное. После такого опыта затруднительно смириться с идеей, что цвет — это реакция оптического аппарата на электромагнитное излучение. Можно с завидным упорством доказывать, как функционируют зрительные рецепторы, но это всё теряет смысл, когда мы представляем, например, цвет «запах дубовых листьев». В нас отражается, действительное впечатление, вполне конкретный образ, настолько явный, что его можно запечатлеть на бумаге краской.

Таблицы цвета

 

Познакомившись с воззрениями о цвете Гёте, прояснилось, почему большинство колористических теорий не имеют весомого смысла. Если цвет не рассматривается как жизненное, душевное, духовное начала, а мыслится только понятиями «жёлтый плюс синий будет зелёный», то это лишено всякой пользы. Физический аспект цвета далеко не единственная его суть, но лишь начало бескрайнего пути. Величайшей ошибкой художников есть стремление овладеть некими правилами или законами гармонизации цветов. Это заблуждение свойственное и нашему времени. Подобный подход не предполагает развития и собственного роста, собственного поиска. Желание владеть готовыми рецептами говорит о нежелании думать и чувствовать самостоятельно, но лишь опираться на чужой совет, как хромой опирается о костыли. «Готовые правила» означают оставить всякое стремление постигать.

Но стоит подчеркнуть, что отсутствие правил не являет собой отсутствие смысла. У цветового произведения есть цель, поэтому есть средства, которыми достигается эта цель. Суть этих средств заключена в наблюдении: за природой, за собственными переживаниями, за свойствами цветов. Не соизмеримое воодушевление получаешь, когда обнаруживаешь взаимосвязь впечатлений и цветового воздействия. Когда рассматривая осенний лист, ощущаешь в нём настроение рождественского вечера с таинством звёзд и теплом камина. Спешишь взять акварель, чтоб нанести прозрачный слой кармина или краплака, а поверх него, одним движением, слой оранжевого лака.

Пейзаж, акварель

 

Интересным случаем является работа Ани Демьяновой «Кристаллы», где цветовая последовательность, чудным образом совпала с цветами кристаллов аметиста. Где на фиолетовом фоне, разыгрывают свою партию розовые, желтые, чёрные, синие цвета, а формы организованы характером цвета. Исходя из настроения каждого цвета, было сформировано пятно. Сюжет возник в процессе чуткого наблюдения за жизнью цвета, а не наоборот, как может показаться на первый взгляд. На это указывал Гёте, что человек через собственное наблюдение может подражать природе. Он как будто раскрывает для себя и зрителя скрытые космические силы.

Работа на зелёном, кристалл

 

Подобными наблюдениями мы занимаемся в свой мастерской.  Где тонкое понимание, проникновение в самую суть, неразрывно связываем с аналитическим, конструктивным суждением. Эмоционально чувственная сторона цветового феномена, рассматривается вместе с оптическими и физическими свойствами. Кто желает присоединится к нам и искать свой путь в цвете, ждём в гости. Более детальная информация по телефону:
(063) 799 26 05, (097) 473 05 67, или личным сообщением на фейсбуке.