Цветоформа

Начнём с того, что введём новый термин для разговора о соотношении цвета и формы — цветоформа. Его использует К.Малевич в статье «Форма, цвет и ощущение», им же пользуется и М.Матюшин.

Говоря о соотношении цвета и формы, и о том какой цвет соответствует какой форме, мы в разных источниках встречаем разные выводы. Если взять к примеру круг, то В. Кандинский в книге «Точка и линия на плоскости» говорит, что круг — синий. М. Матюшин в книге «Закономерность изменяемости цветовых сочетаний» пишет, что кругу соответствует оранжевый. А.Микула — один из преподавателей Киевского государственного института декоративно прикладного искусства и дизайна им. Бойчука, говорит, что круг жёлтый. Так кто же из них прав?

цветоформа круга

Разбираясь в этом вопросе важно обратить внимание на то, что они приходя к своим выводам используя разную аргументацию. В. Кандинский пишет: «Тупой угол постепенно лишается агрессии, остроты, тепла, и в этом он отдалённо сродни не имеющей углов линии, которая, как будет показано позже, образует третью первичную схематическую форму плоскости — круг. А пассивное начало тупого угла, практически утраченная устремлённость вперёд, придаёт этому углу лёгкий синий оттенок. … Поскольку типичные углы, развиваясь, могут превращаться в плоскость, естественно проявляется дальнейшее отношение между линией — плоскостью — цветом. Так можно выстроить следующую схематическую версию линеарно-плоскостно-цветовых взаимоотношений. … Тупой угол › Круг › Синий».

Кандинский

М. Матюшин приходит к своим выводам путём лабораторных исследований: «Исходя из предположения, что круг есть нейтральная форма для цвета, мы наблюдали цвет на моделях круга, окрашенных во все цвета спектра. Оказалось, что разноокрашенные круги заметно и разно деформируются, отходя от первоначальной формы. Так красный круг начинает плющиться по горизонтали и как бы набухать; оранжевый удерживает спокойную форму круга, набухая слабее красного; жёлтый вытягивается в овал по вертикали, как бы распространяя лучистость вокруг себя; зелёный, несколько сужаясь, даёт грани; зелёно-синий, то же сужаясь, даёт 8-угольную форму; голубой — 6-угольную; синий становится ромбом и как бы втягивает в себя свои лучи в глубину к центру; фиолетовый становится многоугольником как бы выпукло шероховатым и т.д..». То есть, по Матюшину, если мы хотим подчеркнуть форму круга мы должны покрасить его в оранжевый цвет.

Матюшин

Микула говорил, что круг символизирует солнце и соответственно он должен быть жёлтым.
Из трёх вышеупомянутых авторов наибольшее доверие вызывают выводы Матюшина, по тому что он пришёл к ним экспериментальным путём, а не в результате умозрительных рассуждений. Но и здесь я бы не спешил с выводами, мне кажется, что всё несколько сложнее. Надо обратить внимание на то, что они по разному выстраивают аргументацию, по разному ставят вопрос о соответствии цвета и формы — цветофрмы.

Мне кажется важным вопрос: «На основе какого признака мы устанавливаем взаимосвязь цвета и формы?». Спросить: «Какой цвет подчёркивает эту форму?» — это совсем не то же самое, что спросить: «Какой цвет у вас ассоциируется с этой формой?». Проводя подобный эксперимент, я думаю, что в зависимости от постановки вопроса результаты могут значительно отличаться.

Иоханнес Иттен говорил, что «эстетические аспекты цвета могут быть изучены по трём направлениям: чувственно-оптическому (импрессивному); психическому (экспрессивному); интеллектуально-символичесокому (конструктивному)». Цвет может выполнять различные функции: он может использоваться для достижения натуралистического эффекта, может нести символическое значение, может служить для передачи эмоционального состояния, для подчёркивания или нивелирования  формы и т.д.. То есть, если мы поставим вопрос: «Какой цвет подчёркивает форму круга?». Тогда мы согласимся с Матюшиным, что круг — оранжевый. Если спросим: «Какой цвет ассоциируется с кругом?».Тогда возможно окажется прав Кандинский, который говрил, что круг — синий. Если мы берём символический аспект и говорим, что круг символизирует солнце, тогда можно согласится, что он жёлтый. Опять же можно спросить: «Какой цвет соответствует этой форме?» — и совсем другое, спросить: «Какой цвет соответствует данному размеру формы?» — по тому что цвет влияет не только на восприятие формы, но и на восприятие её размера.

В любом случаи ответы на эти вопросы лучше искать экспериментальным путём. Пару лет назад мы провели небольшой опрос, он не может претендовать на какую-либо научность или репрезентативность, хотя бы потому что в нём участвовало всего 29 человек. Вопрос дословно был сформулирован так: «Укажите какое сочетание цвета и формы на ваш взгляд наиболее оптимальное?». Предлагалось выбрать из шести основных цветов. Хотя, наверное, для чистоты эксперимента правильней было бы предложить выбрать цвет из всего спектра, включая различные оттенки серых и коричневых.
Можете попробовать выбрать свой вариант и сравнить с общими результатами.

цветоформа круга

цветоформа квадрата

цветоформа треугольника

Результаты опроса.

Результаты опроса круг

Результаты опроса квадрат

Результаты опроса треугольник

Интересно ещё и другое. Подобного рода эксперименты проводил так же и К. Малевич: «Делая опыты над художниками, мы показывали, каждому из них рисунок упрощенного геометрического вида на предмет вызова у них цветных ассоциаций.

У целого ряда художников опыты дали приблизительно одинаковую ассоциацию оцвечивания.
Таким образом, мы получили некоторую основу того, что форма имеет свойственную только ей окраску. Но эти опыты только приблизили нас к нашей догадке, ибо, рассматривая незначительное несовпадение ассоциаций при одном и том же рисунке формы, мы заметили, что они расходились лишь в перемещении тонов и их сочетании и интенсивности, но в основном были сходны.

После этого мы сделали целый ряд индивидуальных спектров с произведений одной живописной системы, которые дали нам ту же основную протекающую оцветку и небольшое различие в остальных цветах. Дальше мы сделали выборку из всех спектров и получили вывод, что форма имеет свою оцветку, все же приблизительную, ибо каждый спектр одной системы различался с другими системами резко. Индивидуальные спектры всегда состояли в одной гамме, с небольшими различиями.
Эти различия для нас должны играть важную роль, ибо неточность ассоциаций будет нам говорить о том, что форма не является законом для цвета и что зависимость формы от цвета, обратно, свободна». Для меня в этом фрагменте текста интересна мысль, что для нас должна представлять интерес не только соответствие в выборе цветоформы разными людьми, но и различие. Теоретически можно установить связь между особенностями в выборе цветоформы и характером, темпераментом или настроением каждого конкретного человека.

Я не берусь сейчас делать, какие либо выводы относительно цветоформы, это должны быть более основательные исследования, а пока лишь коротко изложил некоторые свои мысли и указал направление возможных исследований.