«Точка и линия на плоскости» Василий Кандинский

Эта книга не единственная в своём роде, но, пожалуй, одна из первых. Тем более она заслуживает внимания, ведь её написал один из самых видных художников 20-го века.

С момента её написания прошло 87 лет, многие вещи сегодня звучат наивно или даже ошибочно, что собственно предвидел и сам Кандинский. Но некоторые, казалось бы, второстепенные мысли по-прежнему звучат актуально и заслуживают большего внимания. Интересно, что реализация его идеи об интернациональных художественных вузах, наверное, стала возможна только сейчас с появлением интернета.

С другой стороны, настораживает тот факт, что Кандинский рассчитывал, что в дальнейшем появится более развитая наука о композиции. Но за прошедшие сто лет, по крайней мере, в нашей стране, нет чувства, что бы это было сделано, есть даже ощущение, что мы проделали путь в обратном направлении. И по сути уже архаичный Баухауз на фоне отечественных вузов по прежнему воспринимается безумным новшеством, даже чем-то недостижимым. А вы вдумайтесь, ведь прошло уже без малого сто лет!!!

В любом случаи рекомендую эту книгу к обязательному прочтению всем тем, кто хочет открыть для себя секреты композиционного мышления.

 «Точка и линия на плоскости» Василий Кандинский


 «Точка и линия на плоскости»
Василий Кандинский
Год издания: 2006
Издательство: Азбука-классика 


Несколько цитат из книги:

«Намеренно узко поставленные вопросы зарождающейся науки об искусстве в своём последовательном развитии выходят за пределы живописи и, в конце концов, — искусства как такового» (с.65).

«Относительно аналитических опытов живопись странным образом заняла в ряду других искусств особое положение. К примеру, архитектура, по своей природе связанная с практическими функциями, изначально предполагает определённую сумму научных знаний. Музыка, не имеющая практического назначения (за исключением марша и танца), по сей день единственная пригодная для создания абстрактного произведения, давно имеет свою теорию, науку, вероятно, несколько одностороннюю, однако находящуюся в постоянном развитии. Таким образом, оба эти искусства-антиподы располагают научной базой, не вызывая никаких возражений» (с.68).

«Только такой путь микроскопического анализа может привести науку об искусстве к обобщающему синтезу, который в итоге распространится далеко за пределы искусства в сферы «всеобщего», «человеческого» и «божественного» (с.72).

«Композиция — это внутренне-целесообразное подчинение отдельных элементов и общего строения (конструкции) конкретной живописной цели» (с.89).

«… всё «мироздание» можно рассматривать как замкнутую космическую композицию, которая, в свою очередь, составлена из бесконечно самостоятельных, также замкнутых в себе, последовательно уменьшающихся композиций» (с.91).

Василий Кандинский «Композиция»