Шрифтовой эксперимент

Цель эксперимента — получение буквенных форм, не являющихся традиционными для кириллической письменности. Но являющимися неким предположением, какими бы могли быть буквы, прими они антиквенный характер, на этапе формирования минускульной формы. 



Как известно латиница сначала не имела строчных букв, так же как и кириллица. Эти алфавиты имели только прописные формы. У латинян это «CAPITALIS MONVMENTALIS», у нас устав. Дальше всё просто, из-за необходимости частого переписывания текстов, возникает более удобное для этого письмо — у латинян «CPITALIS RVSTICVS» у нас полуустав. Дальше по тем же причинам в Европе появляется каролингский минускул — это начало строчного алфавита, в кириллической истории это скорей скорописные шрифты. С этого момента начинаются различия в развитии этих двух алфавитов. Латиняне в период гуманизма окончательно принимают два регистра; это прописные основанные на римских капиталах, и строчные на каролингском минускуле. У нас же по реформе 1708г. Графику букв создают практически искусственно, причём людьми, весьма далёкими от шрифтового ремесла. И может, поэтому наши строчные это в основном  уменьшенные прописные.

I Этап. Для первого этапа я собрал исторические образцы. Это буквы разных периодов, отобранные по двум критериям: либо это частовстречаемые образцы, либо буквы имеющие более естественную для письма графику, в основном скорописную. Проанализировал собранные буквы, пришёл к выводу, что для моего эксперимента, необходимы буквы позднего устава XVIв., XVIIв. и ранняя скоропись.

образец скорописи

 

II Этап. Следующим этапом на пути к строчным, было измерение пропорций гуманистических шрифтов Aldus, Garamond, Jenson. Первыми измерял пропорции и отношения квадратных, округлых и треугольных букв, потом измерил пропорции основных элементов: выносной элемент к х-высоте, основной штрих к дополнительному, ширину засечки к ширине основного штриха. Выяснил, что приблизительные пропорции это 2:3 и 3:4 так называемые гуманистические. 

Двигаясь дальше, меня заинтересовал угол наклона пера «моего эксперимента». Известно что надпись на колоне Трояна имеет угол наклона пера равный диагонали прямоугольника со сторонами 1 к 12 , а немецкий живописец Альберт Дюррер в своих антиквах использовал угол диагонали прямоугольника и 1:10, математик Лука Пачолли использовал 1:9. Также известен угол пера  гуманистического минускула — это приблизительно 30 градусов и диагональ прямоугольника 2:3. Я остановился на варианте угол, которого составляет диагонали от 2:1 до 3:2. Что приблизительно равно 26-33 градуса.

измерение пропорций

 

III Этап. Третьим этапом была уже непосредственно каллиграфия и рисование букв по собранной информации. Для начала я нарисовал буквы «о», «н» «п», выровняв их отношения приступил к более сложным формам, таким как «с», «е», «р», «э», «х», «ш», «т». Потом нарисовал формы букв не свойственные кириллическому алфавиту — это «ж», «в». Отдельные трудности возникли с литерой «м», не удавалось синтезировать историческую графему с гуманистической эстетикой.

каллиграфическая работа

IV Этап. Следующим этапом стал анализ свойств украинского алфавита и языка. Определёнными средствами установил частоту встречаемости букв и пар букв украинском языке. Получилось, что наиболее встречаемые буквы украинского языка, являются: о, н, а, и, т, е, р, ы, в. Их суммарная вероятность составляет 51% , а наиболее редковстречаемые буквы это й, ц, ю, ж, ъ, ф, э, ш, щ. Анализ встречаемости необходим для понимания, какие именно буквы будут формировать облик шрифта, Так же я нашёл частовстречаемые биграммы (пары букв) которые так же влияют на характер. Из некоторых биграмм я составил лигатуры. На этом эксперимент закончен.

лигатуры