От движения которое образовывает форму к движению формы



Когда мы говорим о зрительном восприятии и о том, что можно назвать рисунком в широком смысле этого слова, одно из ключевых понятий, с которым мы имеем дело — это движение.

Движение, благодаря которому мы видим. Движение головы, тела и скачкообразные движения глаз ощупывающих форму. Обездвиженный глаз видит, если двигается голова, но если зафиксировать и голову то, глаз становится слеп. Следовательно, мы видим благодаря движению.

Движение, которое образовывает форму. Собственно форма — это и есть организованное движение плоскостей определённой величины. «Все живущее открывается человеку через движение — все живущее проявляет себя в формах и любая форма — это движение, и любое движение проявляет себя в форме. ФОРМЫ — ЭТО СОСУДЫ ДВИЖЕНИЯ — а движение — это сущность форм...» Иоханнес Иттен.

Движение тела. Ведь рисуем мы в первую очередь рукой, а уже потом карандашом или кисточкой. «Танцевать … это самый простой способ войти в рисунок, в котором, кроме линий разного напряжения, никакого содержания нет. Подумайте, ведь танцуя, вы рисуете своим телом в воздухе разные фигуры». Елена Макарова. Дайте танцующему в темноте человеку в руки тлеющую палку или фонарик и вы увидите в воздухе рисунок образованный движением его тела.









Дальше мы можем уже говорить о движении самой формы, движении точки наблюдения и движении реального или условного источника освещения.
Поэтому этот цикл занятий будет носить название: «От движения, которое образовывает форму к движению формы».

Начнём с простых на первый взгляд упражнений, будем рисовать различные геометрические формы, но будем это делать правой и левой рукой, с открытыми и с закрытыми глазами, под метроном, музыку и т.п.. А затем плавно перейдём к активному формообразованию.









Об этих упражнениях можно говорить, как минимум, в двух контекстах. Во-первых, это развитие мануальных навыков, постановка руки и глаза. Ведь что бы мы не рисовали — абстракцию или натуру нам в этом служит рука и глаз. На первой лекции я проводил параллели между композицией и стратегией. Если продолжить эту мысль, то должен быть инструмент, которым можно реализовать выбранную стратегию. Если нету хотя бы одного хорошо выставленного удара, то все разговоры про стратегию — это просто разговоры. Так же и в композиции, цель можно достичь и минимальными средствами, но должны быть хотя бы эти минимальные средства, хотя бы минимальные навыки.



А во вторых, это «Развитие и укрепление чувств при помощи рисования форм» (Петер Бюхи). «Официальная психология чувств ориентируется в основном на схему «раздражитель и приёмник» и в качестве принимающей системы имеет в виду пять классических чувств. Органы чувств при упрощении часто сравниваются с механическими аппаратами, например, глаз — с фотоаппаратом, ухо с микрофоном. Тем самым человек, чаще всего незаметно, отодвигается на периферию происходящего, ему приписывается пассивная роль воспринимающего». «Индустрия развлечений и досуга каждый день демонстрирует новые возможности того, как это господствующее в настоящее время представление об организации  чувств человека может превратиться в коммерцию. Однако, поскольку глубина переживания при этом быстро ослабевает, приходится постоянно усиливать раздражители, чтобы обеспечить удовлетворение жажды переживаний. Однако феномены всё возрастающего опустошения чувств, депрессий, жизненных кризисов и часто отчаянного поиска осмысленного образа жизни должны были бы ясно показать нам, что таким образом человеческое развитие может оказаться на ложном пути и зайти в тупик».

«В 1921 году Рудольф Штайнер в многочисленных докладах расширил общепринятое учение о чувствах, различив двенадцать чувств». «Исходной точкой рассмотрения чувств являются не отельные чувства и их органы, но «области восприятия и переживания». Тем самым Штайнер хотел подчеркнуть, что лишь переплетение нескольких чувств ведёт к конкретному чувственному впечатлению». «Поскольку же верхние чувства представляют собой метаморфозу нижних, развитие и укрепление последних имеет фундаментальное значение».



«… на фоне учения о чувствах рисование форм приобретает неожиданно больше значение. В воспитании, преподавании и терапии оно представляется действенным инструментом для развития и укрепления чувств».

«Рисование форм связано с возможностью получить интенсивный — гармоничный — осязательный опыт. Становится очевидным, что при этом очень важную роль играет выбор карандашей, качество бумаги и основания, на котором бумага лежит. Нежное прикосновение к бумаге должно стать приятным осязательным переживанием. Особые возможности даёт рисование на мелком песке». В рисовании форм очень интенсивно задействовано чувство собственного движения.

«Через уточнение формы мы глубоко воздействуем не только на ловкость пальцев, но и на правильность речи. Однако, самым важным является чрезвычайно необходимое сегодня развитие между глазом и кистью руки». Так же «Рисование форм требует чувства равновесия и развивает его в каждом рисунке». «Неблагоприятное развитие чувств оказывает неблагоприятное влияние на всю жизнь человека». «Развитие моего чувства движения помогает мне при овладении окружением и даёт мне ощущение того, что я становлюсь свободным, ощущение свободы. Развитое чувство равновесия излучается в моё доверие к самому себе, повышает мою независимость от телесной тяжести, создаёт ощущение внутренней уверенности. С помощью осязания я прихожу в соприкосновение со всем миром и замечаю моё собственное существование, мою самобытность по отношению к осязаемым мною предметам сотворённого мира». «Мы должны учится рассматривать все окружающие нас формы не как законченные формы, но воспринимать в них то, что их формирует». «Мы … следим за тем, чтобы не подражать ничему внешнему, не подражать никаким предметам, но рисовать чистые формы линий, поскольку в центре внимания должно стоять переживание форм и движений, ещё не привязанных к каким либо значениям». «Каждая форма должна быть многократно прорисована на как можно большем формате. Один раз  — значит ни разу!». «В нашем распоряжении имеются два качества формы с их бесконечными вариациями: в рисовании форм мы занимаемся прямыми и изогнутыми линиями».

Сегодня будем рисовать круг.

«Если мы понаблюдаем за детьми, то увидим, насколько благополучно действует окружность: интенсивно развиваются способность к концентрации и уравновешенность».

В книжке «Жизнеописание великих живописцев» Джорджо Вазари описывает одну любопытную историю которая произошла с Джотто:
«… Папа Бенедикт XI, намереваясь произвести некоторые живописные работы в соборе Св. Петра, послал из Тревизи в Тоскану одного из своих придворных поглядеть, что за человек Джотто и каковы его работы. Придворный этот, приехавший, дабы повидать Джотто и узнать о других превосходных в живописи и мозаике флорентийских мастерах, беседовал со многими мастерами и в Сиене. Получив от них рисунки, он прибыл во Флоренцию и, явившись однажды утром в мастерскую , где работал Джотто, изложил ему намерения Папы. И так как тот хотел сам оценить его работы, то он наконец попросил его нарисовать что-нибудь, дабы послать это Его Святейшеству. Джотто, который был человеком весьма воспитанным, взял лист и на нём, обмакнув кисть в красную краску, прижав локоть к боку, как бы образуя циркуль, и сделав оборот рукой, начертил круг столь правильный и ровный, что смотреть было диво. Сделав это, он сказал придворному усмехаясь: «Вот и рисунок». Тот же, опешив, возразил: «А получу я другой рисунок, кроме этого?» — «Слишком много и этого, — ответил Джотто. — Отошлите его вместе с остальными и увидите, оценят ли его». Посланец, увидев, что другого получить не сможет, ушёл от него весьма недовольным, подозревая, что над ним подшутили. Всё же, отсылая Папе остальные рисунки с именами тех, кто их выполнил, он послал и рисунок Джотто , рассказав, каким образом тот начертил свой круг, не двигая локтём и без циркуля. И благодаря этому Папа и многие понимающие придворные узнали, насколько Джотто своим превосходством обогнал всех остальных живописцев своего времени».

Процитируем ещё Иоханнеса Иттена:
«Круг- это геометрическая форма, которая возникает при движении на постоянном расстоянии от определённой точки, расположенной на какой-нибудь поверхности. В противоположность тяжёлому, напряжённому чувству движения, которое вызывает квадрат, движение для круга естественно, постоянно и создаёт чувство отдыха и ослабления напряжения. Круг — символ постоянно подвижной духовности. В древнем Китае планировка храмов строилась на основе круга, в то время как дворец земного императора возводился на основе квадратных форм. Астрологическим символом солнца является круг сточкой в центре. К кругу причисляются все изогнутые формы кругообразного характера, такие как эллипс, овал, волнообразные формы параболы и их производные. Непрерывному движению круга в области цвета соответствует синий цвет. В целом можно сказать, что квадрат - это символ неподвижной материи, треугольник, излучающий себя во все стороны, является знаком мысли, а круг— вечное движение духа. Круг, принадлежащий к «циркульным» формам, заставляет зрителя концентрировать своё внимание и одновременно вызывает ощущение движения». «Чтобы свободно очертить кистью большой правильный круг, требуется полный контроль над движением тела и величайшая психологическая концентрация. Один из знаменитых китайских рисунков тушью состоит из единственного круга, нарисованного на шелке. И хотя толщина линии одинакова по всей окружности, она наполнена чувством. Важнейший принцип китайских рисовальщиков кистью гласит: «Рука и сердце должны быть едины». Тот, кто рисует кистью, только тогда ощутит гибкость ее кончика, когда внутренне почувствует форму, которую он хочет передать, и последует этому чувству».

В Японской культуре существует каллиграфический символ в виде окружности, который называется Энсо: «Энсо (яп. 円相, энсо:, «образ круга») — каллиграфический символ в виде окружности, обычно ассоциируемый с дзэн-буддизмом. Считается, что энсо символизирует просветление, силу, утончённость, Вселенную, ничто; считается так же, что этот символ может обозначать «настоящий момент времени». Энсо является, пожалуй, одним из самых популярных символов в японской каллиграфии — принято считать, что характер художника полностью проявляется в том, как он рисует энсо; только тот, кто обладает чистым и цельным духом, может создать настоящий энсо. Многие каллиграфы часами практикуются в изображении энсо, рисуя его каждый день, составляя, таким образом, свой «духовный дневник». Энсо рисуют как в виде замкнутой, так и в виде незамкнутой окружности».





Не только восточная, но и европейская каллиграфия, так же дала нам образцы трепетного отношения к кругу и округлым формам.





Упражнения:

1. Зарядка, описываем круги в вздухе.



2. Рисуем круги под метроном снаружи внутрь.





3. Рисуем круги под метроном изнутри наружу.





4. Рисуем круги под метроном в разброс.
5. Топаем ногами под мелодию Квина и читаем «Евгения Онегина».
6. Рисуем ритм с акцентом на третий удар.



7. Рисуем под музыку вивальди с закрытыми глазами правой и левой рукой.





8. Рисуем кувшины при помощи спиралей. Сначала делаем копию, потом сами придумываем кувшины.







9. Рисуем эксмо: портреты друг друга.





© Почтар Олег 2014