О красоте цвета I. Цвет и поверхность.

Говоря об эстетических свойствах цветов, большую долю этой эстетики берёт на себя качество самой поверхности. По всей видимости, нам людям довольно сложно представлять цвета в своём воображении, абстрагированный от действительности. То есть цвета, которые не принадлежат никакой поверхности и не имеют формы. Этот опыт ещё нужно тренировать и развивать. Но что мы можем воспринимать почти однозначно, так это цвет окружающий нас, будь то цвет предметов или краска на бумаге. Интересно подчёркивает Кандинский в своей работе «О духовном в искусстве»: «Мне представляется более правильным говорить почти всецело о краске, а не о цветах, так как в понятии «краска» кроме абстрактного цвета, входит и материальная её консистенция, именно в том виде, в котором ей оперирует художник». Цвет от материального не может освободиться, он будет испытывать влияние качества поверхности и формы. Например, глянцевая поверхность совершенно по-другому передаёт характер цвета, чем матовая. Цвет в ней (в глянцевой поверхности) приобретает более глубокую звонкую окраску, находит мнимый объём, цвет становится пространственнее. Поверхности с матовым характером, наоборот уплощают цвета, делают его глухим и более плотным. Глянцевость — характер холодных цветов, дальше и разрежённее; матовость — характер тёплых, ближе и плотнее. Так же и текстура принимает активное участие в цветовых ощущениях. Например, прозрачность «индийской жёлтой» краски, при наслоениях создаёт текстуру из различных переливов от огненно жёлтых до тёмно коричневых цветов. Создаётся эффект золой поверхности, которая подсвечивается каким-то собственным светом. Не имея свойства прозрачности, ничего подобного бы не происходило и цвет бы замер. Одни и те же пигменты встречаются в разных материалах, но цвет их нельзя назвать одинаковым. Например, искусственный ультрамарин, сульфид алюминия, используется почти во всех видах красок. Но имея разные основы (камедь, льняное масло, гуммиарабик и тд.), получает разный характер поверхностей. Ультрамарин в акриле — это что-то ночное, мистическое, с глубоким фиолетовым оттенком. Ультрамарин в акварели это горный воздух, прозрачный и ясный, несколько ближе к голубому, чем в акриле. Характер поверхности в тандеме с формой всецело влияют на восприятие цветов. При работе с цветом нужно понимать и помнить про это. 

Изображения с разными работами в материалах.