Не начавши, думай, а начав, делай

«Доброе начало полдела откачало»
«Плохое начало, что не видать конца»
«Не начавши, думай, а начав, делай»
Толковый словарь Даля
 
Меня однажды спросили: «Зачем мне всё это надо?». Я не могу ответить на этот вопрос, не рассказав о том, как всё начиналось. Потому что «Начáла» не было проектом, который кто-то сел и придумал. А оно родилось естественным образом из столкновения двух противоположностей: того что есть с тем как может быть. И развивалось не по заранее придуманному плану, как спроектированный и проложенный по прямой канал. А как река, которая прокладывает извилистое русло в зависимости от рельефа местности.


 
Закончив художественную школу, художественное училище и доучившись до третьего курса художественной академии, во мне окончательно отбили тягу к творчеству и веру в собственные силы. Я тогда думал: «Буду делать визитки и как-нибудь худо-бедно проживу». Тогда же мы с друзьями открыли для себя Композицию в широком смысле этого слова — целый новый мир, увидели новые пути в дизайне и искусстве. Мы были переполнены энтузиазма, казалось бы, нам теперь всё под силу. Читали книги, посещали мастер-классы, спорили между собой, сами себе придумывали задания и делали их в большом количестве.
 


С одной стороны мы остро ощущали на себе все недостатки отечественного образования. А с другой, у нас формировалось какое-то своё представление о том, каким может и каким должен быть учебный процесс.


 
В то время в общежитии я развлекался тем, что задалбывал окружающих меня людей, преимущественно девушек, всяческими каверзными вопросами, типо: Чем живопись отличается от рисунка? «Черный квадрат» Малевича — это рисунок или живопись? А гризайль — это живопись или рисунок? А натюрморт выполненный цветными карандашами — это что? и т.д.. После одной такой бессонной ночи, когда от каверзных вопросов, мы перешли к разговору о том, каким должно быть образование. Я понял, что надо самим начинать проводить занятия. Мы решились на это будучи ещё сами студентами, не потому что считали себя самыми умными. А потому что, во-первых, критиковать имеет право только тот, кто сам что-то делает. В общежитии на каждом углу было слышно, как кто-то из студентов жалуется на академию, но при этом ник-то ничего не делал. А во-вторых, потому что лучший способ научится самому — это начать учить других. В начале за нас отвечают другие, потом мы учимся сами нести за себя ответственность, дальнейший личный и профессиональный рост заключается в том, что бы научиться брать на себя ответственность за других.
 


Через группу «Вконтакте», в которой мы выкладывали свои упражнения, набрали людей и объявили, что «занятия по композиции» начнутся 5 декабря. У нас не было ничего: ни помещения, ни программы, ни лекций, ни каких-либо материальных ресурсов. Мы действовали по принципу: «Главное ввязаться в драку». А когда отступать уже было не куда, шли вперёд.


 
Занимались раз в неделю по воскресениям. Сначала занятия проходили в оркестровой яме кинотеатра, который не отапливался. Потом, когда все окончательно замёрзли, перебрались в общежитие. Чтобы не вызывать подозрения у каменды и вахтёрши, записывали тех кто к нам приходил на разные комнаты. Так прошли первые полгода. Недостаток знаний, опыта и условий мы компенсировали энтузиазмом. Несмотря на все ограничения, нам удалось плодотворно поработать, сформировался стабильный коллектив и дружеская атмосфера.


 
По мере того, как шло время, идея приобретала более конкретные очертания и структуру. Первые полгода, у нас даже не было названия, мы называли себя просто «занятия по композиции», а в качестве знака использовали кубик. На второй учебный год придумали название — «Начáла». Нам хотелось передать в назывании основательность того, что мы делаем. Сказать, что мы не гонимся за трендами. Мы хотели отличаться от других курсов по дизайну, которые чтобы казаться модными придумывают себе англоязычные названия. Слово «начало» или «начала» (в множественном числе), имеет интересную символику и значение, вот некоторые из определений взятые из словаря Даля: «Первые и главные истины науки, основания ее, основы знания», «один из двух пределов, между коими заключено бытие», «Первый источник или причина бытия; сила рождающая, производящая, создающая», «Нравственные основы в человеке, правила и убеждения, по коим он живет».


 
Развивались мы не равномерно, скорее рывками приблизительно по полгода. В основном утыкаясь в материальные трудности. Начинаем на энтузиазме, постепенно энтузиазм иссякает, материальные трудности накапливаются. Затем берём пазу, устраиваемся на работу, через время опять предпринимаем новую попытку. «Украл, выпил, в тюрьму — романтика!»))) Мы шутили, что как корабль назовёшь так он и поплывёт, вот мы всё время и начинаем заново. Кто-то приходил, кто-то уходил. Так прошло четыре с половиной года.


 
Но, тем не менее, мы развивались. Материал накапливался, лекции становились объемней и качественнее, набирались опыта. От воскресных занятий перешли к курсам. Теперь перед нами стоит новая амбициозная задача — от курсов рассчитанных на несколько месяцев перейти к круглогодичному обучению. Заниматься будем цветом, формой и композицией, минимум три раза в неделю, параллельно планируем делать всякие интересные штуки.
 


Мы, как и раньше, не самые умные, как и раньше часть материала будем готовить в процессе, как и раньше не знаем, за что будем жить. Но «главное ввязаться в драку», и мы снова начинаем!!! Кто с нами?)))


 
P.S.: Кому интересно то, чем мы занимаемся, следите за обновлениями в группах «Вконтакте» или «Facebook», либо на сайте. Скоро будет более подробная информация о том, что планируется. Если есть идеи, предложения, вопросы, пишите нам на почту: composition.in.ua@gmail.com