Количество цвета

Понимание как соотносятся количества цветов, очень важно как в цветовом конструировании, так в живописи и цветописи. Не всегда удастся получить уравновешенное настроение из дополнительных цветов, даже при использовании правильного цветового круга. Сочетание ультрамарина и оранжевого, всегда будет нести в себе розовое ощущение. Противоположные цвета взяты в равных количествах, рождают ощущение не стабильности, один цвет всегда будет доминировать над другим. На это указывают ряд экспериментов. Один из них мы проводили с использованием так называемых «дисков Максвела», где цвета, взяты в равных количествах, смешиваются путём вращения диска.

Диски максвела

Из приведённой таблицы, можно проследить какие цвета образуются при оптическом смешении.

Таблица цветов

Для получения равновесия цвета, необходимо знать не только комплиментарные пары, но так же их количественные величины. Таким образом, на равновесие влияют два фактора. Во-первых, яркость цвета и, во-вторых его количественная характеристика, или размер цветового пятна. Яркость ещё можно сравнить с той светлотой, которую несёт цвет. Самый яркий цвет «жёлтый», в нём больше всего света. Цвет «синий» самый тёмный в круге, он несёт тень, следовательно, он обладает наименьшей яркостью. Все остальные цвета, двигаясь по кругу, меняют свою яркость, от полюса света к полюсу тени. Опираясь на труды Гёте о цвете, можно присвоить следующие значения для яркости цветов:

«жёлтый» - 9
«жёлто-зелёный» и «оранжевый» - 8
«зелёный» и «красный» - 7
«зелёно-голубой» и «красно-малиновый» - 6
«голубой» и «малиновый» - 5
«сине-голубой» и «сине-малиновый» - 4
«синий» - 3

Определив коэффициенты яркости, прейдём к определению количества цвета. Говоря здесь о равновесии мы говорим о сером цвете. Он нейтрален и неподвижен. Серый цвет обладает средней яркостью, в нём столько света, сколько и тени. Он не стремится ни к свету, ни от света, в нём нет вектора движения. Уравновешенные сочетания подобны серому, следовательно их яркость должна быть усреднена. Так как «жёлтый» в 3 раза ярче «синего», то его количество должно быть в 3 раза меньше чем «синего». Эта пропорция позволит воспринимать цвета в равновесии. Для всех пар пропорция равна их обратной яркости и сумма всех частей всегда равняется 12:

«жёлтый» : «синий» = 3:9
«оранжевый» : «сине-голубой» = 4:8
«красный» : «голубой» = 5:7
«красно-малиновый» : «зелёно-голубой» = 6:6
«малиновый» : «зелёный» = 7:5
«сине-малиновый» : «жёлто-зелёный» = 8:4

Цветовой круг яркости
 

Композиции выполнены в этих пропорциях, спокойны и устойчивы. Цвета в них равноправны. Но это совершенно не означает, что не следует использовать, другие соотношения. В работе с акцентами, не обойтись без нарушений. Например, всем известен феномен, когда маленькие по размеру цветные пятна, на огромном фоне, звучат чрезвычайно активно и напряжённо. Следует упомянуть таких художников как: Александр Либерман, Эльсуорт Келли, Барнетт Ньюман, и других представителей направления «Color Field», которые особенно активно использовали игру цвета и его количества.

Барнетт Ньюман



Эльсуорт Келли
Александр Либерман

Эльсуорт Келли и Александр Либерман


Продолжение следует…