Характеристики цвета.

Можно ли описать цвет? Существует ли способ передачи цвета на словах или письменно, не прибегая к цветовым образцам? На одном из наших занятий ставили подобные упражнения. Участники видя цветовой образец, должны были придумать название для этого цвета, максимально характерно, так чтоб другой участник смог воспроизвести этот цвет, имея только название. Иногда совпадение поражало своей точностью. Подобные упражнения будет полезно повторять как утреннюю гимнастику, так как это развивает цветовое восприятие. Цвет перестанет быть просто синим, он становится «звёздным небом в майскую ночь» или «первым пролеском, под солнечными лучами». Само проникновение в цвет, сближает с ним. Он перестаёт быть отдельным от нас, от среды.

С развитием индустрии появилась необходимость более точного повторения цвета. Необходим был эталон, по которому можно было сверять образцы. Изначально это были выкрашенные шкалы (например шкала по измерению голубизны неба), но по мере увеличения образцов, шкалы разрастались до атласов. Такие атласы появились в ХХ веке и одним из самых значительных стал цветовой атлас Альберта Менселла. 



Цвета в нём описываются тремя величинами: цветовой тон, светлота и насыщенность. Все три характеристики могут сменятся не зависимо друг от друга и ими можно описать все цвета в атласе. Нейтральные цвета располагаются вдоль вертикальной прямой, которая называется «нейтральная ось», с черным цветом внизу, белым вверху, и серыми полутонами посередине. Цветовой тон определяется цветовым кругом который разделён на пять основных цветов красный (Red), желтый (Yellow), зеленый (Green), голубой (Blue) и фиолетовый (Purple). Подобную структуру используют в современных атласах таких как «Pantone».



Существуют и другие способы описать цвет, например цифровая модель CMYK, предназначена для полиграфической индустрии так же имеет характеристики. Только в качестве величин, используются четыре цвета: голубой, малиновый, жёлтый и чёрный. Любой цвет в системе CMYK можно описать этими цветами в процентных соотношениях. То есть все цвета будут формироваться смешением всех четырёх цветов в различных пропорциях. Но это скорее набор технических данных для офсетных машин, нежели инструмент для работы с образцами цвета. Так как создать эталон по CMYK не представляется возможным, и полученные цвета очень зависят от пигментов, бумаги, влажности и прочих условий. Существует взаимообратная модель CMYK называемая RGB. Её характеристиками так же являются сами цвета – это красный, зелёный и синий. И так же как в CMYK цвета в rgb-палитре получаются путём сочетания всех трёх компонентов, в различных соотношениях.

Несмотря на то что, оптическая система человека устроена из рецепторов напоминающих модель RGB, всё же в описании цвета для человека лучше использовать характеристики тон, цветность, насыщенность. В художественном аспекте изучения цвета это самый целесообразный подход, конечно если не стоит специфической задачи, где требуется иной способ описать цвет другими параметрами. С помощь трёх координат, цветность тон и насыщенность формируется цветовая модель, которой можно описать любой цвет воспринятый человеком.