Интервью: Почтар Олег

Вы сами успешный практикующий дизайнер. Что толкает вас делиться знаниями с другими?

Чтобы ответить на этот вопрос надо рассказать, как мы с друзьями начали проводить занятия. Обучаясь в академии мы остро ощущали на себе все недостатки отечественного образования, которое по своей сути остается советским, к тому же деградировало в годы независимости. Параллельно мы занимались самообразованием: читали книги, посещали мастер-классы, занимались в мастерских с художниками. В процессе общения у нас сформировалось представление о том, каким может и должно быть образование. 
Будучи ещё сами студентами мы начали собирать в общежитии людей и проводить занятия по композиции.  Тогда это был наш своеобразный ответ официальному образованию, ведь критиковать имеет право только тот, кто сам что-то делает. Кроме того, лучший способ научиться самому — это начать учить других. Со временем мотивации менялись. Есть и амбициозные цели, например, создания альтернативного образования, и более приземлённые — зарабатывать деньги любимым делом. Вообще преподавание для меня это что-то вроде передачи олимпийского огня: из рук в руки, из поколения к поколению, от учителя к ученику. Есть люди которых я считаю своими учителями, и вижу смысл в том, чтобы тот «огонь», который я получил от них передать дальше.
Кроме того занимаясь коммерческим дизайном, я чувствую что мой творческий и интеллектуальный потенциал используется максимум процентов на 20. По этому, чтобы чувствовать себя в полной мере реализованным, для меня важно, чтобы оставалось место и творчеству, и теоретической работе, в том числе и преподаванию.



Среди курсов, которые вы преподаете: колористика, формообразование, композиция. Почему именно эти темы и как велик запрос на них? Ведь можно устраивать семинары на более практичные темы, такие как, например, «рисование иконок», дающие быструю коммерческую отдачу.                                              

Потому что я убежден, что это стержень и корень всего. Без этого нет смысла двигаться дальше. Если сказать ещё шире, мы вторичная культура, со времен авангарда начала 20-го века, мы не дали миру ничего. Все новое и интересное приходит к нам с запада или востока, а мы только адаптируем это с опозданием в несколько лет. Чтобы прекратить эту погоню за трендами, сменить позицию догоняющих на позицию лидеров, нам необходимо провести большую внутреннюю работу, подготовить базу. Чем я и пытаюсь заниматься в меру своих сил и времени.
Сейчас действительно большим спросом пользуются курсы по UX и web дизайну, особенно с началом кризиса люди стремятся обучиться или переучиться на профессии позволяющие работать на запад и получать зарплату в долларах. Но опять же, чудес не бывает, не имея необходимой базы невозможно за пару тройку месяцев стать высококлассным и высокооплачиваемым специалистом. И напротив имея базу не так сложно подучить необходимые программы и технические требования. Могу сказать и на личном опыте, будучи по профессии графическим дизайнером, я работал и web-дизайнером, и UI/UX дизайнером, и дизайнером в рекламном агентстве. Имея определенную базу, недостающие знания и опыт я без особых проблем добирал прямо в процессе работы.
Спрос на эти темы есть, возможно не такой большой как хотелось бы, но я склонен видеть в этом больше свои недоработки, чем непопулярность самой темы, в конце концов и маркетинг никто не отменял. А сменить свои представления об обучении на какие-то более трендовые темы я не готов, возможно это было бы выгоднее в краткосрочной перспективе, но я уверен что потеряю в долгосрочной перспективе. Кроме того материальная мотивация никогда не была главной, или, по крайней мере, единственной. Первые пару лет мы проводили занятия бесплатно, потом брали какие-то символические деньги, только последние пару лет я почувствовал за собой моральное право брать деньги за лекции.



Сами вы получили высшее дизайнерское образование, преподавали в вузе. В тоже время сейчас есть много альтернативных путей получить знания и практику в области дизайна. По вашему мнению, какой путь более эффективный? Какие у них есть достоинства и недостатки?

У каждого свой путь. Я знаю отличных дизайнеров, которые не имеют никакого официального образования. И напротив знаю людей, которые закончили академию и ни дня не проработали профессии. Ни то ни другое не показатель. У меня есть свое представление об обучении, которое я и пытаюсь реализовывать. Если вкратце - это обучение принципам, в противовес обучению правилам и бесправию.
Могу сказать, что я не верю в государственное образование в нашей стране. Но с другой стороны сейчас в Украине в области дизайна и искусств нету полноценной альтернативы государственным ВУЗам. Это очень длинный разговор про это можно отдельную лекцию прочитать. Сейчас тем кто хочет учиться в Украине приходиться выбирать между хреном и редькой. С одной стороны курсы более динамичные, быстрее реагируют на запросы времени, с другой стороны, они все слишком короткие, чтобы претендовать на фундаментальное образование. Институты дают время на то, чтобы состояться, но, с другой стороны, постсоветское образование имеет деструктивное влияние на творческую личность. Наверное сейчас в Украине главные совет — это держаться за конкретных людей, если на вашем пути попался толковый преподаватель держитесь за него и не важно где он преподает.
Имея опыт преподавания и в государственном вузе и в частном порядке, могу сравнить их с точки зрения преподавателя. На курсы приходят более осознанные люди, часто более взрослого возраста, которые сами дошли до того что им это надо. В институт люди идут сразу после школы, многие не понимают куда и зачем поступили. Но с другой стороны, если на курсах я могу мотивировать только пряником, то в государственных вузах есть возможность использовать еще и кнут, что все таки дает возможность добиваться лучшего результата.



Что такое школа-лаборатория «Начáла»? Альтернатива традиционному образованию и курсам, дополнение к ним?

Сегодня «Начáла» — это скорее идея, которая в будущем может или расцвести или завянуть. В долгосрочной перспективе я вижу цель создания системы визуального образования в Украине, и полноценной альтернативы государственным ВУЗам. Но на данный момент это дополнение ко всем другим источникам информации.



Возвращаясь к практической стороне специальности. У вас есть опыт создания сайтов, пользовательских интерфейсов, дизайна рекламы, участие в качестве дизайнера в социальных проектах, преподавательская работа.  Какое из этих направлений кажется сейчас самым привлекательным?

Как и многим другим представителям подобных профессий, мне приходиться балансировать между тем что приносит творческое и интеллектуальное удовлетворение, и тем что приносит деньги. По этому периоды работы в студии, я сменяю периодами посвященными саморазвитию. Для меня не важно ЧТО делать, важно КАК. Я не вижу принципиальной разницы между графическим дизайном, web дизайном и живописью. Сейчас я в поисках своего ответа на вопрос: Как совместить внутреннюю потребность с внешней необходимостью?
 

10 декабря в Харькове и 18 декабря в Киеве Почтар Олег проведёт семинар-практикум «Активное формообразование».