«Чёрный квадрат» Казимир Малевич

В этой книге собранны статьи, манифесты, декларации, а так же трактаты и теоретические сочинения Казимира Малевича. Их условно можно разделить две группы: есть такие, в которых в достаточно конструктивном русле излагаются очень интересные мысли, например, советую всем прочитать статью «Форма, цвет и ощущение»; а есть такие, где в потоке революционной тирады сложно вычленить какую-то рациональную мысль.

Малевич фанатично восхищался всем новым, и точно так же презирал всё старое в искусстве. В этом смысле мне ближе его современники Кандинский и Иттен, которые более трезво оценивали искусство предшествующих эпох. Но в одном он прав. В искусстве часто есть тенденция идеализировать всё старое, видеть в произведениях прошлого образец для подражания. Видимо, людям вообще свойственно идеализировать прошлое, как часто говорят старики: «А вот в наше время…». Искусство должно идти в ногу со временем, да и жить стоит не прошлым или будущим, а настоящим. Одни не смотрят дальше 18-19 века, видя в академиях того периода идеал, и хотят законсервировать искусство на том уровне. Другие смотрят в средневековье. Третьи восхищаются открытиями начала 20-го века, преклоняются перед Баухаусом и ВХУТЕМАСом; это конечно уже ближе к сегодняшнему дню, но всё ровно и это вчерашний день. Важно и нужно изучать опыт прошлых поколений, сохраняя преемственность, но опасно делать из него догму. Искусство должно развиваться, как развивается всё живое, а кто пытается законсервировать его, неважно на уровне ли 18-го, 20-го или 14-го века, убивает искусство, делая из него лишь музейный экспонат.

Малевич «Чёрный квадрат»

«Чёрный квадрат»
Казимир Малевич
Год издания: 2008
Издательство: Азбука-классика


Несколько цитат из книги:

«Когда исчезнет привычка сознания видеть в картинах изображение уголков природы, мадонн и бесстыдных венер, тогда только увидим чисто живописное произведение» (с.7).

«Только глупые и бессильные художники прикрывают своё искусство искренностью. В искусстве нужна истина, но не искренность» (с.8).

«Техническая сторона нашего времени уходит всё дальше вперёд, а искусство стараются подвинуть всё дальше назд. Вот почему выше, больше и ценнее все те люди, которые следуют своему времени» (с.11).

«Передача реальных вещей на холсте — есть искусство умелого воспроизведения, и только. И между искусством творить и искусством повторить — большая разница» (с.13).

«А искусство — это умение создать конструкцию, вытекающую не из взаимоотношения форм и цвета и не на основании эстетического вкуса красивости композиции построения, — а на основании веса, скорости и направления движения» (с.14).

«Самоценное в живописном творчестве есть цвет и фактура — это живописная сущность, но эта сущность всегда убивалась сюжетом» (с.15).

«Всё бежит из прошлого к будущему, но всё должно жить настоящим, ибо в будущем отцветут яблони» (с.33)

«Для меня стало ясным, что должны быть созданы новые остовы чистой цветописи, которые конструировались на требованиях цвета, и второе, что в свою очередь цвет должен выйти из живописной смеси в самостоятельную единицу — в конструкцию как индивидуум коллективной системы и индивидуальной независимости» (с.51).

«Супрематизм делится на три стадии по числу квадратов, — чёрного, красного и белого, черный период, цветной и белый. В последнем написаны формы белые в белом» (с.53).

«Сущность природы не измена во всех изменяющихся явлениях» (с.60).

Малевич Супрематическая композиция